Международная сертификация менеджмента качества ISO 9001

Русские вопросы и американские ответы саммита «Подготовка персонала в электроэнергетике США»

Д.т.н., профессор, академик АПЭ С.И. Магид; к.т.н. М.Ю. Львов; к.т.н. С.В. Мищеряков; к.т.н. Л.В. Сысоева; к.т.н. Е.Н. Архипова (TEST UNESCO — РАО «ЕЭС России» — «ЗАО «ТЭСТ»)

«Нет другого общества, которое было бы столь же открытым, как американское, столь же оснащенным средствами коммуникации и ресурсами, позволяющими учиться и получать знания, выражать и воплощать свои идеи».

Эту, довольно оптимистичную и самодостаточную сентенцию можно было прочесть 18 января 2005 года в газете «Вашингтон пост» среди других торжественных реляций и прочих подобающих случаю материалов о предстоящей инаугурации президента США Дж. Буша.

Но, как только эта фраза была озвучена на русском языке, сразу же проявились в ней привычные для нашего слуха призывно-первомайские интонации и вслед за ними нонконформистское (оно же демократическое) желание поставить после каждого призыва вопросительный знак.

Получение ответов на все эти вопросы (особенно касающиеся обучения персонала) – можно было бы именно так, обобщенно, сформулировать цели российско-американского саммита и поездки делегации российских энергетиков в США.

В составе делегации — представители Корпоративного центра РАО «ЕЭС России», ЗАО «Тренажеры электрических станций и сетей» («ТЭСТ»), РП Южэнерготехнадзора, а также энергосистем: Ленэнерго, Челябэнерго, Тюменьэнерго, Якутскэнерго (см. фото № 1).

Фото 1. Делегация российских энергетиков в г. Вашингтоне 2005 год

Саммит, посвященный теме «Подготовка персонала в электроэнергетике США», гостеприимно и технически качественно организовала фирма «Western Services Corporation» по программе, разработанной совместно с отделом развития персонала Департамента управления персоналом РАО «ЕЭС России».Маршрут саммита: Вашингтон-Фредерик-Шарлотт-Майами. Время: 17-24 января 2005 года. Объекты: фирмы – разработчики тренажеров, научно-исследовательские и учебные центры, тепловые электрические станции и пункты подготовки персонала.

г. Вашингтон (округ Колумбия). У истоков глобальной демократии. Образование как право.

Яркий, январский, предпраздничный Вашингтон. Довольно холодно – минус 15°С. Солнце и ветер. Снега нет. Очень сильно парит вашингтонское метро. Ввиду того, что парковка автомашин запрещена (инаугурация), передвигаемся пешком. Редкие прохожие (в основном афро-американцы), завернутые в совершенно фантастические шарфы и шали, в надвинутых на глаза шапках спешат в укрытие – от холода и ветра. Но полицейские, здоровенные, краснолицые ребята – невозмутимы – они на посту. Инаугурация.

В Вашингтоне мы проездом. Но раз мы уже здесь, то и решили, пользуясь случаем, осмотреть хотя бы центр города, благо большинство из нас в нем на было никогда. И может быть, если удастся, почувствовать душу столицы страны и ее многонационального и разнопланового народа.

Город основан в 1791 году президентом Дж. Вашингтоном и назван, надо полагать, в его честь (Сравни: российский Санкт-Петербург).

Место для новой столицы США, после довольно длительных и бурных обсуждений этого вопроса делегатами Континентального конгресса (Continental Congress), было лично выбрано президентом первых 13 соединенных штатов на берегу реки Потомак. Таким образом закончилась эта дискуссия, так как центр Вашингтона – Капитолий (Capitol) фактически является географическим центром 13 штатов (Thirteen Colonies), оспаривавших между собой право на размещение столицы.

В 1800 году столица официально была перенесена из Филадельфии в Вашингтон. Первым президентом, чья инаугурация в 1801 году проходила уже в новой столице стал Т. Джефферсон (Jefferson, Thomas (1743-1826). Правда инаугурация проводилась в те времена 3 марта и была перенесена на 19 января только в 1933 году к вящей радости американского народа одновременно с отменой «сухого закона» (Prohibition) на всей территории США (Двадцатая и Двадцать первая поправки к Конституции).

Кстати, именно идеи Джефферсона о роли государства в демократическом обществе, о взаимоотношениях властных структур центра и штатов, о защите граждан от произвола правительства и других органов власти, нашедшие свое воплощение в «Декларации независимости» (Declaration of Independense) и в «Билле о правах» (Bill of Rights), являются в настоящее время принципиальной основой американского общественного устройства, а также конституционным гарантом прав граждан США. (Первые десять поправок к Конституции США) [ 1 ].

Почему же были приняты поправки к Конституции США?

Дело в том, что принятая в 1789 году Конституция США определяла далеко не все права человека.

Билль о правах предусматривает свободу слова, печати, собраний, вероисповедования, право владения оружием, неприкосновенность личности, имущества и личных бумаг, соблюдение прав граждан, привлеченных к судебной ответственности, право на образование и др.

Билль о всеобщем распространении знаний предусматривает осуществление всеобщего обязательного образования.

Принятие этих поправок в 1791 году обусловило ратификацию Конституции США всеми штатами.

Декларация независимости принятая 4 июля 1776 года, основным автором которой является Т. Джефферсон, по праву признана одним из величайших документов не только американской, но и общечеловеческой истории. Естественно, что мировоззрение Т. Джефферсона, как и многих его современников, испытывало сильнейшее влияние идей античных авторов, английских философов и французских просветителей, и тем не менее, Декларация независимости была первым в истории человечества официальным государственным документом, который провозглашал принцип народного суверенитета как основу государственного устройства. Идеи Декларации независимости, прозвучавшие при образовании нового американского государства, в то время потрясли весь мир.

Приведем только одну фразу из Декларации, написанной рукой Джефферсона, которая, по нашему мнению, актуальна и по сегодняшний день:

«Мы исходим из той очевидной истины, что все люди созданы равными и наделенными Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу и стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых, и что всякий раз, когда та или иная форма правления становится губительной для этих целей, право народа – изменить или упразднить ее и создать новую систему правления…».

Реакция России была разнополюсно-однозначной: просьба английского правительства о посылке русских войск для подавления «мятежа» в Америке императрицей Екатериной II была отклонена и в ответной ноте она сообщила, что посылка войск «выходит за пределы возможного» [2]. А ее подданный, писатель и поэт А.Н. Радищев, первый русский правозащитник, посвятивший Декларации независимости оду «Вольность», правда едва не стоившей ему жизни, писал:

К тебе душа моя вспаленна,
К тебе, словутая страна,
Стремится , гнетом где согбенна,
Лежала вольность попрана;
Ликуешь ты! а мы здесь страждем!..
Того ж, того ж и мы все жаждем;
Пример твой мету обнажил. [ 3 ].

Город Вашингтон был захвачен и полностью сожжен англичанами во время англо-американской войны 1812 года (War of 1812). (Сравни: Москва в 1812 году также была сожжена, только при войне с французами). Единственный крупный город в США застроенный и строящийся по единому генеральному плану.

С 1878 года административные границы города полностью совпадают с границами федерального округа Колумбия (площадь 179 кв. км.). Округ с трех сторон окружен территорией штата Мэриленд, с четвертой отделен от штата Вирджиния рекой Потомак. Население 607 тыс. чел., причем 2/3 афро-американцы. С пригородами – население 3,9 млн. чел. (неофициально пригороды Вашингтона, лежащие за пределами округа Колумбия, также включают в состав столицы). Экономика города основана прежде всего на государственном секторе; до 1/3 вашингтонцев – федеральные служащие [ 4 ].

Здесь находятся высшие органы власти страны, большая часть правительственных учреждений. Среди многочисленных достопримечательностей центральной части города: Белый дом, Капитолий, Верховный суд США, Библиотека Конгресса, обелиск Вашингтона, мемориалы А. Линкольна и Т. Джефферсона, Смитсоновский институт; в пригороде – комплекс Министерства обороны – Пентагон, Арлингтонское национальное кладбище, штаб–квартиры Всемирного банка, Международного валютного фонда и др.

Из пригорода Вашингтона наш путь лежит на юг в штат Мериленд, где в городе Фредерик (Frederick) находится центральный офис компании Western Services Corporation, специализирующейся на производстве тренажеров и программ для обучения персонала электрических станций.

г. Фредерик (штат Мэриленд). Тренажеры и симуляторы.

Итак, небольшой тихий городок на севере штата Мэриленд – 40 тыс. жителей – торговый центр сельскохозяйственного района. Основан в 1745 году иммигрантами из Германии. Основная достопримечательность, по словам нашего гида, расположенный неподалеку от города (мы проезжали мимо) и не совсем приятный – то ли центр военно-химических исследований, то ли центр бактериологического оружия — Кэмп-Детрик. Впрочем, нам повезло – ветер, всегда дул в сторону злосчастного и миролюбивого центра.

Вторая, а для нас «основная», достопримечательность «маленького немецкого городка», – это штаб-квартира любезно опекающей нас тренажеростроительной фирмы Western Services Corporation (далее WSC).

Фирма сравнительно небольшая (не будем раскрывать все ее секреты), но, по нашему мнению, оптимальная в смысле численности персонала и объема заказов. По национальному признаку (мы же любопытные) – 65% специалисты из России (так называемые «новые русские американцы») – выпускники МИФИ, МФТИ, МЭИ и других институтов, остальные – «старые американские американцы».

Причем буква «М» в названиях институтов не обязательно означает, что наши специалисты уезжают из Москвы, как раз сейчас уезжают не из Москвы, а из стран СНГ (в основном из Прибалтики), где для русских сложились сейчас не лучшие времена[1].

О профессиональном уровне разработок фирмы WSC можно сказать следующее. Без сомнения, русские специалисты, прижившиеся на рынке информационных технологий в такой стране как США, должны, по определению обладать, как минимум, высокой квалификацией, но, помимо этого, им, для того чтобы выжить, необходима серьезная финансовая и менеджерская поддержка. Но это только «по определению», а в жизни… одному Богу известно (никто об этом не расскажет никогда).

Из докладов, прочитанных для нашей делегации в фирме WSC можно было понять, что разработки фирмы держатся на крепком научном и работающем фундаменте примерно пятилетней давности («объектно-ориентированная программная среда реального времени для эффективной разработки и модификации физических моделей тренажеров»). Но говорить в 2005 году, что «это принципиально новая технология создания моделей», можно с большой натяжкой и, причем где угодно, но только не среди профессионалов.

Использование современных IT – технологий при создании тренажеров в российском тренажеростроении предполагает применение ряда принципиально новых методологических концепций, находящихся на патентном уровне [ 5, 6 ].

Довольно острые и открытые дискуссии во время саммита не помешали однако дальнейшему дружескому обмену мнениями между членами делегаций. Открытость дискуссий говорит о том, что одновременная работа над одними и теми же проблемами должна объективно приводить к научному лидерству одних групп ученых и отставанию других. Но как показывает история науки такое опережение всегда временно. Поэтому надо не почивать на лаврах, а двигаться вперед.

Фото 2. Дискуссия в штаб-квартире фирмы WSC г. Фредерик

Так и мы с помощью авиакомпании US AIRWAYS на самолете Boeing 737 движемся вперед, дальше на юг и перелетаем из аэропорта Baltimore города Washington в аэропорт Douglas города Charlotte NC.

г. Шарлотт (штат Северная Каролина). Фронтиньеры–ковбои–банкиры–энергетики .

Город на юге штата Северная Каролина в районе плато Пидмонта (Piedmont) – 395 тыс. жителей. Основан в 1750 году.

Плато Пидмонт, расположенное между Аппалачскими горами на западе и Приатлантической низменностью на востоке, исторически является первым районом Фронтира (Frontier).

Фронтир – в американской истории — западная граница территории, «осваиваемая компактно проживающими группами жителей». Под этой обтекаемой формулировкой кроется известное у нас определение «освоение дикого Запада».

Для жизни Фронтира [ 7 ] «были характерны беззаконие, авантюризм, надежда на быстрое обогащение, стычки с индейцами». То есть полный «джентльменский набор» для кинофильма жанра «вестерн». Тем не менее, в американской культурологии признано, что Фронтир сыграл важную роль в формировании национального характера, привив американцам такие качества, как индивидуализм, свободолюбие, оптимизм, веру в собственные силы.

Его неотъемлемой частью является обширная мифология, оказавшая сильное влияние на американскую культуру [ 7 ].

Официально только 1890 год считается годом завершения освоения Фронтира, а Шарлотт получил статус города в 1768 году и тогда же стал первым городом штата Северная Каролина, так что все фильмы типа «вестерн» с Клинтом Иствудом и др. спокойно могли происходить в нем.

В настоящее время Шарлотт — это крупные банки, гидроэнергетика, текстильная и полиграфическая промышленность, машиностроение, филиал Северокаролинского университета (North Carolina, U. of), университет Джонсона С.Смита (Jonson C.Smith U.), институт ЭПРИ (Energy Power Research Institute — EPRI).

Национальная оборона и учебно-научные комплексы.

В 1958 году в США с целью поощрения изучения точных наук, математики и инженерного дела был принят закон «National Defense Education Act» («Закон об образовании для нужд национальной обороны»).

Закон призван создавать равные возможности для получения образования в стратегически важных областях науки и техники. По этому закону студентам могут предоставляться займы для получения образования.

Половина суммы займа не подлежит возврату, если выпускник в течение пяти лет после окончания работает по специальности, или преподает в колледже. По этому закону также выделяются средства для выплаты стипендий аспирантам и приобретения оборудования для муниципальных школ (Public School) и учебных центров (Center Training).

В соответствии с указанным законом получил развитие и такой новый тип организации исследований (но одновременно и образования, а также связи исследовательской сферы с производственной), как учебно-научные комплексы.

Один из таких учебно-научных комплексов был создан в течение 60-х годов в районе Dallas — Fort Worth (Даллас — Форт Уэрт, штат Техас). Он не только стал фактически первым крупным центром науки в этом штате, но и обеспечил потребности промышленных корпораций «Тексас инструментс», «Коллинз рэдио», «Сан ойл» и других в научных и профессионально-технических кадрах, [ 8 ].

Аналогичный учебно-научный комплекс был создан примерно тогда же для удовлетворения потребностей электроэнергетической промышленности в профессиональных кадрах при научно-исследовательском энергетическом институте EPRI (Energy Power Research Institute) г. Шарлотт, штат Северная Каролина.

Этот институт и учебный центр и посетила наша делегация.

Научные исследования и подготовка кадров.

В сфере деятельности научно-исследовательского энергетического института EPRI фактически присутствуют два основных направления [ 9 ]:

  • собственно исследовательская работа по современной проблематике тепловых и атомных электрических станций;
  • подготовка оперативного персонала для тепловых и атомных электрических станций.

Первое научно-исследовательское направление деятельности EPRI в основном связано с дефектоскопией сварных соединений и металлографическими исследованиями трубопроводов, лопаток турбин и т.п., то есть проводятся углубленные исследования надежностно-прочностных характеристик оборудования электрических станций.

Все работы исследовательского характера производятся по заявкам энергокомпаний и финансируются ими же.

Второе направление – подготовка оперативного, инструкторского и др. персонала электрических станций, для чего при EPRI работает NDE (Nondestructive Examination) Center Training (Обучающий центр неразрушающего контроля).

Финансирование второго направления частично производится за счет государственных субсидий, но основное финансирование происходит опять-таки за счет энергокомпаний.

При институте EPRI создано объединение энергокомпаний EPRI Nuclear Power Group – NPG, куда входят и тепловые электростанции, за счет членских взносов которых происходит частичное финансирование исследовательских работ и обучения персонала. Члены объединения NPG получают значительные скидки при оплате услуг EPRI. В объединение NPG входит порядка 125 энергокомпаний, а общее число обслуживаемых энергокомпаний около 600.

В большинстве случаев энергокомпания сама формирует группы кандидатов на занятие оперативных должностей, оплачивает обучение и присылает людей в EPRI. Впрочем, бывают и частные волонтеры, они оплачивают учебу сами, если человек отслужил в армии, то учебу оплачивает Пентагон, бывают стипендиаты различных фондов, стипендиаты союзов ветеранов родов войск и т.п.

Срок обучения – 4 года и образование EPRI приравнивается к обычному техническому колледжу, т.е. образование высшее с присуждением степени бакалавра (Undergraduate Liberal Arts or General 4 years — 4-х летний колледж общего типа).

Место Center Training – центров профессиональной подготовки в общей системе образования в США можно увидеть на рис. №3.

Рис.3. Система образования в США [ 10 ].

Оперативный персонал на электростанциях США делится на три уровня [ 9 ]:I уровень – руководящий оперативный персонал (начальник смены),II уровень – действующий оперативный персонал (машинист котла, турбины, блока и т.д.),III уровень – вспомогательный оперативный персонал (обходчики).В соответствии с этими тремя уровнями, или тремя степенями компетентности и строится система обучения.Основной (базовый) – 4-х летний курс готовит специалистов III уровня, которые и приходят работать на электростанцию.Для дальнейшего повышения квалификации персонал и в рабочее и во внерабочее время занимается на тренажерах, установленных непосредственно на электростанциях (см. фото №4).Кроме того, в тренажерном центре EPRI работают постоянно действующие курсы повышения квалификации персонала для всех 3-х уровней компетентности, инструкторского персонала, инженеров-инспекторов по ультразвуковой дефектоскопии, сварщиков, инженерного персонала прямо не связанных с оперативной работой и др.Тренировки проходят как на полномасштабных, всережимных тренажерах (обязательна полная копия реальных рабочих мест операторов см. фото №4), так и на интерактивных мультимедийных программах (так называемое Web-обучение), которые позволяют индивидуально и удобно изучать материал.

Фото 4. Тренажер электростанции Roxboro Plant.

Для повышения квалификации персонала первого и второго уровня предоставляются обучающие компьютерные Web-программы по изучению топочных процессов, а также приобретению фундаментальных знаний по теории внутрикотловых процессов и теории теплообмена.

Программы включают современные Web-приложения, такие как: тексты, анимация, гипертексты, гиперканалы, звук и онлайновый опрос (дистанционное тестирование).

Тренажеры включают в себя подсистемы технологического оборудования, например, для паро-газового энергоблока: модели паровой и газовой турбин, генератора, котла-утилизатора; предусмотрены режимы пуска, останова, снижение и повышение нагрузки, аварийных остановов. Представлен сводный экран параметров пуска тренажера, в котором представлена информация по положению запорной и регулирующей арматуры, пуску и останову насосов, по давлению газа, воды и конденсата, измерению остальных параметров, системы аварийной и эксплуатационной сигнализации.

Обучающие программы (Web-программы, интеллектуальные обучающие системы) представляют собой отдельные технологические подсистемы с подробным поузловым описанием, с интерактивным изучением и экзаменом, построенном на нескольких типах вопросов.

Успехи и достижения EPRI NDE Center Training:

  • испанская и английская версии тренажеров, связанные с различными системами единиц измерений;
  • типовые тренажеры, настраиваемые в соответствии с вашими технологическими схемами и вашими нуждами;
  • программы, построенные на интернет-технологиях, а также по стандартам RS для дистанционного терминала;
  • оценка эффективности обучения.

Таким образом, вся система обучения оперативного персонала в США и повышения его квалификации строится на получении знаний с помощью обучающих программ (так называемое Web-обучение) и приобретении умений с помощью полномасштабных всережимных тренажеров, что полностью совпадает с российской методологией (фирмы ТЭСТ) подготовки оперативного персонала электрических станций и сетей.

Стоимость обучения, тренажеров и других технических средств.

Стоимость обучения [ 9 ] для членов NPG/ для не членов NPG
Стоимость обучения одного ассистента инструктора за курс в неделю 2600 $ / 3250 $
То же, за 1 час 110 $ / 135 $
Экзамен операторов первого, второго и третьего уровня 1075 $ / 1350 $
Тренировка с инструктором 1000 $ / 1500 $
Инспекторская тренировка 1500 $ / 2250 $

Стоимость технических материалов

Курс оператора I уровня на 9 видеокассетах 1500 $ / 2550 $
Курс оператора II уровня на 10 видеокассетах 1500 $ / 2550 $

Оставив без комментариев единичные стоимостные характеристики системы обучения центра EPRI, как это делают американцы, которые вообще не любят говорить о деньгах, но любят их делать, заметим однако, что суммарную стоимость обучения одного специалиста можно легко вычислить, если учесть, что цена обучения в колледже (университете) США в среднем составляет 20 ÷ 25 тыс. долл/год.

Впрочем, для сравнения можно привести стоимость обучения одного иностранного специалиста в фирме АВВ (~ 1200 $ за 1 день).

Программы для тренажеров и обучающих систем, установленных в EPRI NDE Center Training и непосредственно на электрических станциях разрабатывают специализированные фирмы типа Western Services Corporation. Таких фирм в США и Канаде в настоящее время существует сравнительно немного (порядка 15)[2], но благодаря конкуренции цены на программный продукт снизились значительно.

Так, если в 90-е годы цена полномасштабного щитового тренажера крупных фирм Westinghouse, Singer, General Electric, Combation Engineering и др. для блока 400 – 700 МВт составляла 25 ÷ 30 млн. долл., причем цена программного обеспечения составляла 85 %, то в настоящее время такой щитовой тренажер, поставленный фирмой GSE Power System Inc. для Ленинградской АЭС стоил уже 15 млн. долл.

На внутреннем рынке США и Канады программное обеспечение тренажера энергоблока 300-800 МВт, оснащенного современной АСУ ТП без дидактического сопровождения стоит уже 1,5 ÷ 2 млн. долл., что тем не менее значительно превышает цены российского рынка на аналогичную, но не уступающую, а превосходящую по качеству, продукцию 2,5 ÷ 3 млн.руб. (фирма ТЭСТ).

Электростанции энергокомпании Progress Energy.

Энергокомпания Progress Energy является владельцем и эксплуатирует тепловые электрические станции, работающие на угле, мазуте, газе, атомные электрические станции и гидростанции.

Общая установленная мощность: 17 609 МВт, в т.ч.:

  • тепловые станции (уголь-мазут) – 9 164 МВт;
  • то же (парогазовые) – 3 941 МВт.
  • атомные станции – 4 286 МВт;
  • гидростанции – 218 МВт;

Основные мощности компании размещены в штате Северная Каролина (~ 90%), остальные электростанции в штате Флорида.
Мы посетили две пылеугольные тепловые электростанции, находящиеся в районе города Роксборо (штат Северная Каролина): Mayo (Майо) – один двухкорпусный энергоблок – 745 МВт и Roxboro (Роксборо) – четыре энергоблока общей мощностью 2 477 МВт (включая пусковую газовую турбину 15 МВт) (см. фото №5).

Фото 5. Электростанция Roxboro Plant.

На электростанции Roxboro Plant установлены 4 энергоблока мощностью:

1 – 385 МВт;

2 – 670 МВт;

3 – 707 МВт;

4 – 700 МВт;

Пусковая газовая турбина 15 МВт.

Обе электростанции работают на каменном угле, доставляемом по железной дороге из шахт штата Вирджиния. Угольный склад сравнительно небольшой запас угля примерно на 10 суток.

Профсоюзы шахтеров запрещают иметь большие запасы угля на электростанциях для обеспечения равномерной загрузки шахт и, соответственно, занятости шахтеров.

Пылесистемы с прямым вдуванием, размол угля в среднеходных валковых мельницах. Обе электростанции – открытого типа.

Штатная численность персонала:

Mayo – 78 чел.

Roxboro – 262 чел. (факт на 19.01.2005 г. – 204 чел.)

Удельная численность персонала на 1 МВт установленной мощности по обеим электростанциям одинакова и составляет 0,105 чел/МВт, т.е. на одного человека приходится ~ 9,5 МВт установленной мощности.

На каждой электростанции существует пункт обучения персонала (Eng. Tech. Support Specialist), оборудованный полномасштабными тренажерами (см. фото №4) и укомплектованный опытными инструкторами (на Mayo Plant – 2 инструктора, на Roxboro Plant – 3 инструктора).

Причем, инструкторами назначают как правило очень опытных специалистов с большим производственным стажем и платят им зарплату в 1,5 ÷ 2 раза большую, чем оперативному персоналу.

Таким образом, на электростанции создается система непрерывного обучения персонала и повышения его квалификации с ведением статистического анкетирования каждого человека. Причем оперативный персонал имеет высокую мотивацию в повышении квалификации, так как это напрямую связано с его официальной профессиональной и должностной градацией и размером заработной платы.

На наш вопрос, как наказывается персонал, допустивший аварию, главный инструктор Roxboro Plant ответил, что никак. Все оборудование электрической станции застраховано, и ущерб от аварии оплачивает страховая компания. Если авария произошла по вине оператора, то он просто проходит дополнительное обучение на тренажере по тем режимам и ситуациям, в которых произошла авария.

Наш вопрос о проведении соревнований оперативного персонала вызвал у американцев недоумение. И они, в свою очередь, поинтересовались, а за чей же счет производятся эти мероприятия? Обменявшись вопросами и убедившись, что соревнования они не проводят, мы как-то отошли от этой темы и обсудили более интересную тему о точности статического и динамического моделирования оборудования для тренажеров.

Здесь уместно сказать о высочайшей компетенции практически всех американских специалистов, с которыми мы сталкивались, их простоте в общении, демократизме и отсутствии какой-либо претенциозности.

В этой связи можно привести мнение нашего великого ученого Д.И. Менделеева, совершившего в 1876 году поездку в США для участия в международной выставке, посвященной 100-летию независимости Соединенных Штатов: «Все делается и сообщается просто, — писал русский ученый, — ни тени нет пустых претензий. Эти черты американские в самых лучших формах, и в этом нельзя не восхищаться ими».

Вместе с тем Д.И. Менделеев высказывал и критические замечания: «Будь в какой другой стране такая оригинальная и богатая промышленность, какова нефтяная, над научной ее стороной работало бы множество людей. В Америке же заботятся добыть нефть по возможности в больших массах, не беспокоясь о прошлом и будущем …» [ 11 ].

Эти слова Д.И. Менделеев написал в 1876 году и вот спустя некоторое время в ответ на критику в США были приняты Energy Act of 1976 (Закон об энергетике 1976 года), а также National Energy Act of 1978 (Национальный закон об энергетике 1978 года).

Законы регламентировали производство, использование и сбережение национальных энергетических ресурсов, разрешили административным органам заставлять основных энергопотребителей в приказном порядке переходить с использования нефти на уголь, обеспечивали финансирование программ энергосбережения, предусматривали льготное налогообложение предприятий энергетики для снижения их зависимости от импорта энергоносителей и для стимулирования расширения использования угля, отменили контроль государства над ценами на природный газ и т.д. и т.п.

На этом мы временно прервем нашу поездку, (в связи с ограниченностью времени и места в журнальной статье) и предложим нашим читателям прочесть о дальнейшем маршруте саммита Шарлотт (Северная Каролина) – Майами (Флорида) с посещением компании Real Time Product (PTR) в следующих наших публикациях, а также на сайте www.testenergo.ru.

Вместо этого, подводя итоги, касающиеся непосредственно вопросов «Подготовки персонала в электроэнергетике США» рассмотрим по имеющимся материалам саммита, что же говорят …

Американские инженеры и экономисты о подготовке персонала.

Развитие экономики США в целом, решающим образом, зависит от трудовых ресурсов. Качество рабочей силы характеризует способность населения страны привести в действие объективные элементы производительных сил, а также изменить их в соответствии с потребностями американского общества.

По расчетам экономиста Э. Денисона 16% современного экономического роста США достигнуты благодаря повышению образовательного уровня рабочей силы, 34% — в результате технических нововведений и «ноу-хау», также связанных с образованием, и лишь 12% определяются ростом затрат на оборудование [ 12 ].

Профессиональное обучение обслуживающего персонала в промышленности обеспечивает формирование и повышение его квалификационного уровня. Школа «человеческого капитала» утверждает, что существует прямая зависимость между экономическим ростом и образованием, увеличением численности персонала [3]и уровнем инвестиций не в машины. На основании этой зависимости Р. Лукас и П. Ромер предложили эндогенный механизм генерации экономического роста, источники которого связываются с накоплением человеческого капитала. Смысл его заключается в том, что в длительном периоде времени выработка продукции на единицу капитала может увеличиваться, даже когда вложения в основной капитал исчерпывают себя, и именно тогда, когда технически подготовленные работники благодаря возросшей квалификации обеспечивают прирост производства [ 13 ].

Профессиональная подготовка повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов. Проведенные исследования показали, что увеличение обучения персонала на один год может привести к 3%-ному дополнительному росту ВВП. По мере увеличения сроков обучения рентабельность ассигнований в профессиональную подготовку человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на обучение персонала выступают не как непроизводительное потребление, а как один из видов наиболее эффективных капиталовложений.

Крупные инвестиции в систему обучения в послевоенный период дали возможность США создать высококачественную систему образования, в результате чего американский инженерный и технический персонал стал одним из самых квалифицированных в мире[4]. Кроме того, постоянно проводилась массированная политика по привлечению способных молодых людей из-за границы более высокими заработками и доступностью образования.

Важную роль в повышении качества трудовых ресурсов играют университеты, которые, особенно технические отделения, считаются одними из лучших в мире, свидетельством чему является большое число иностранных студентов. Благодаря этому в США больше инженеров и ученых, чем в любой другой стране.

Работа в промышленности считается почетной и престижной и привлекает много талантливых людей.

Кроме того, стимулом повышения профессионального образовательного уровня является высокая мотивация технических специалистов и менеджеров в условиях относительно низких максимальных налоговых ставок по сравнению с другими странами.

Открытость и многонациональность американского общества, значительное количество иммигрантов способствовали формированию такой отличительной черты американцев, как готовность идти на риск, благодаря которой делается много научных открытий и создаются новые предприятия.

В стране проводится курс на увеличение расходов на профессиональную подготовку. Считается, что образование должно стать постоянной функцией человека на протяжении всей его жизни в условиях быстрого развития НТП.

Трудовые ресурсы в США используются не только интенсивно, но и экстенсивно. Увеличивается рабочее время занятых в производстве, оно стало самым продолжительным среди промышленных стран, и составляет около 2000 часов в год. Это почти на две рабочие недели больше, чем в Японии.

Научно-технический потенциал и уровень образования.

Сегодняшний уровень экономики США обеспечивается масштабными научно-техническими разработками. США обладают самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, который в современных условиях является решающим фактором развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигнования на НИОКР в США составляют 45% подобных расходов развитых стран вместе взятых, превышая 200 млрд. долл. в год.

Более 2/3 научных расходов промышленности США приходится на программы годовой стоимостью свыше 100 млн. долл. В других странах подобных по объему программ насчитываются единицы. Это позволяет вести научные работы по широкому фронту и добиваться быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в прикладные разработки и технические новшества.

Изменения в технической структуре американской промышленности в связи с революционизирующей ролью электронно-вычислительной техники и информационных технологий сопровождаются переменами в составе и качестве инженерно-технических кадров. Обеспечению относительно высоких темпов экономического развития способствовало увеличение квалификации персонала. Повысился уровень образовательной подготовки, так 57% специалистов обучались в колледжах (в середине 70-х годов – около 33%), около 15% окончили университеты, 7,5% имеет степени магистра и выше [ 12 ].

В США было создано большое количество некоммерческих исследовательских фирм типа «РЭНД корпорейшен», которые, не вытеснив университеты из сферы фундаментальных исследований, в значительной степени приняли на себя консультативные и прогностические функции (в отношении как правительственных, так и частных запросов), а также профессиональной подготовки научных и технических кадров, разработки комплексных программ научно-технического и образовательного развития и т.п.

Сходные функции в ряде случаев взяли на себя и некоторые промышленные фирмы.

Ряд фирм добился от Министерства образования США даже такой традиционно университетской привилегии, как присуждение ученых степеней бакалавра (фирмы АТТ, ИБМ, «Ксерокс» и др.) и доктора («РЭНД корпорейшн»).

Из новых форм сочетания научно-исследовательских работ с профессиональной подготовкой специалистов для промышленности можно отметить и появление «мультиуниверситетов» (университетов, осуществляющие одновременно относительно самостоятельные исследовательские работы и подготовку инженерно-технических кадров), в которых наукой занимаются сами университеты, а не особые центры, созданные при них, и причем они берут на себя функции как по внедрению результатов исследований в производство, так и подготовки специалистов для этого внедрения и собственно реализации этого производства. Соответственно, решение указанных задач и стало в этих «мультиуниверситетах» основой учебного процесса.

Таким образом, множественность форм активного государственного, общественного и частного контроля над сферой научных исследований и подготовки кадров позволили создать и совершенствовать в США мощную самоусиливающуюся систему конкурентных преимуществ в электроэнергетике и других отраслях промышленности.

США являются бесспорным лидером мировой экономики не только благодаря богатым природным и трудовым ресурсам и крупному капиталу, но и благодаря лидерству в технологиях, квалификации рабочей силы и качестве менеджеров. По этим причинам ни в одной стране мира нет такого разнообразия конкурентоспособных отраслей.

Кроме того, наличие частных компаний в ключевых энергетических зонах – поставок топлива (газ, уголь, нефть) и электрогенерации – также способствовали развитию требовательного внутреннего спроса и создавало почву для инноваций, в отличие от стран, где эти отрасли были в руках у государства.

Государство в США практически не вмешивается в экономику, а государственная собственность, в отличие от Европы, является скорее исключением, чем правилом. Тем не менее, оно играет важную роль в повышении конкурентоспособности экономики, в создании новых технологий, осуществляя законодательным путем инвестиции в образование и науку и содействуя таким образом решению целого ряда проблем.

Послесловие. Путин и Буш. И снова о демократии.

Прошло немногим более полутора месяцев со дня инаугурации президента США, как в столице Словакии Братиславе встретились два президента России и США – В. Путин и Дж. Буш.

Саммит Путин – Буш проходил в средневековом братиславском замке. Среди вопросов – энергетика.

Через 5 – 6 лет Россию и Америку может связать энергетический мост – обещаны большие поставки сжиженного природного газа за океан.

Впереди планы совместного освоения Луны.

По словам Дж. Буша, «общего у нас гораздо больше, хотя мы и не нашли полного взаимопонимания».

И тем не менее, «сорок минут на пресс-конференции президенты разъясняли журналистам, что они думают о демократии в своих странах» [ 14 ].

Значит вопрос этот актуален в наших странах и по сей день.

Выводы

1. В Соединенных Штатах Америки благодаря государственным, общественным и частным инвестициям, системам контроля и научно-образовательным организациям создана мощная самоусиливающаяся и самонастраивающаяся образовательная среда, которая позволяет США занимать лидирующие позиции в технологиях, квалификации рабочей силы и качестве менеджеров в промышленности, в том числе и в энергетике.

2. При разработке новых методов подготовки оперативного персонала современной российской электроэнергетики необходимо применять как американский опыт, так и использовать собственный, отечественный научно-технический потенциал.

3. Анализ подготовки персонала на американских электростанциях позволяет сделать вывод о необходимости повсеместной реализации принципа «внутристанционного обучения» оператора на полностью адекватных всережимных тренажерах и обучающих программах.

Литература:

1. История США, в 4-х томах // АН СССР, Москва, 1985.

2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А., Энциклопедический словарь, в 82-х томах. СПб, 1901.

3. Радищев А.Н. Избранные произведения, М.; Л., 1949.

4. The New Encyclopaedia Britanica. 35 vol. Chic., 1977.

5. Магид С.И., Архипова Е.Н., Кузнецов М.И. Использование современных информационных технологий при разработке тренажеров для тепловых электрических станций // «Энергосбережение и водоподготовка», 2004, №2.

6. Загретдинов И.Ш., Магид С.И., Аракелян Э.К., Мищеряков С.В., Сысоева Л.В., Архипова Е.Н. Тренажерная подготовка кадров как системообразующий фактор в сфере обеспечения безопасной эксплуатации оборудования электроэнергетики России // «Энергосбережение и водоподготовка», 2004, №2.

7. Americana. English-Russian Encyclopaedic Dictionary // Poligramma, 1996.

8. National Patterns on Research and Development Resourses. Wash., 1971.

9. EPRI NDE Center Training. Courses, Materials & Services. Charlotte, NC, 2003.

10. U.S. Department of Education // Center for Education Statistics, Wash., 2004.

11. Менделеев Д.И. Поездка в Америку. Собр.соч. в 25 томах, М.-Л., 1959.

12. World economic and social survey // UN, N.-Y., 2003.

13. World economic outlook // IMF, N.-Y., 2002.

14. «Аргументы и факты», 2005, №9.

———————————————————————————

[1] Тем не менее, по данным ЮНЕСКО, ежегодный ущерб Российской Федерации от «утечки мозгов» только в 90-х годах прошлого века составил 50÷60 млрд. долл. В целом же российская наука утратила около 40 % специалистов мирового класса (ежегодно эмигрировало примерно 2 тыс. специалистов работавших в сфере науки и образования).

[2] CAE Electronics LTD, STI Simulation Int., CSE System Inc., TRAX Corp. и др.

[3] естественно, по американским меркам и при увеличении объема производства.

[4] Это утверждение согласуется с данными Минтруда РФ, так в России только 5% работников обладают высоким уровнем квалификации, тогда как США – 43%, а в Германии – 56%.

Поделиться:

Метки: , ,