Организация процесса тренажерной подготовки
Данная методика разрабатывалась ЗАО «ТЭСТ» совместно с обучающими центрами, на основе 30 летнего опыта внедрения тренажеров в системе электроэнергетики России и зарубежья.
Исходя из общего подхода к обучению оперативного персонала, учебным центрам и пунктам тренажерной подготовки предлагается организовывать двухуровневый процесс подготовки операторов, основанный на формировании у оператора целостной ориентировки в целях, условиях выбора и исполнения профессиональной деятельности.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ: Формирование системы оперативных знаний.
Первый уровень базируется на получении человеком-оператором знаний, необходимых в процессе эксплуатации оборудования и управления технологическими процессами. То есть изучение оборудования и технологических процессов, правил технической эксплуатации (ПТЭ), правил устройства электроустановок (ПУЭ) и правил техники безопасности (ПТБ), с помощью специально разработанных компьютерных программ и экзаменаторов (АУК).
Автоматизированные учебные курсы (АУК), позволяют обучаемому усвоить принципы устройства и действия энергетического оборудования, особенности его эксплуатации, получить понятийные навыки управления этим оборудованием. Имеют функции самоподготовки по каждому разделу и экзаменации с вопросами, отобранными случайным методом, и выставлением оценки.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ: Приобретение и закрепление навыков и умений, принятие оперативных решений.
Обучение навыкам ведения штатных и аварийных режимов проводится на специально разработанных тренажерах, адекватно имитирующих как рабочее место оператора, так и технологические процессы энергообъектов.
Как на электростанциях, так и в обучающих центрах проведение занятий предлагается строить следующими несколькими способами:
- Режим самоподготовки.
В режиме самоподготовки тренировку можно построить по одному из двух направлений. Первое – это самоподготовка по заданному сценарию, второе – работа по, так называемому, диспетчерскому графику. Рассмотрим каждый из вариантов.
Сценарии тренировок. Обучение строится на основе разнообразных сценариев, заложенных в тренажер, начиная от подготовительных работ и пусковых операций (сборка схем, заполнение и растопка котла, пуск турбины, синхронизация генератора, набор нагрузки и т.п.), кончая штатными остановочными и переходными режимами.
Обучаемому предлагается самостоятельно выполнить определенное задание с описанием необходимых действий и условий его выполнения. Например, ЗАДАНИЕ 1. Включение в работу маслосистемы, регулирования, УВГ и ВПУ.
Текст автоматизированного сценария составляется на основе инструкции по эксплуатации оборудования, моделируемого в тренажере.
В процессе тренировки информационная система тренажера протоколирует ошибки, совершенные оператором (например, включение насоса при закрытой задвижке на всасе), действия оператора, сообщения аварийной и предупредительной сигнализации, сработавшие в ходе выполнения задания, действия защит и блокировок. Каждый из протоколов вызывается по команде на любом шаге задания.
После успешного выполнения условий, указанных в начале описания, появляется сообщение «Задание выполнено» и предлагается ознакомиться с результатами его прохождения.
Результаты отражены в протоколе контроля и других протоколах. В зависимости от количества набранных штрафных баллов за тренировку в протоколе контроля выставляется автоматизированная оценка – отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
Работа по диспетчерскому графику. В этом случае задание на тренировку формируется самостоятельно, построением диспетчерского графика для выбранного параметра, например, для нагрузки в зависимости от времени. Задается время, в которое необходимо уложиться при выполнении тренировки и значения изменяемого параметра с допустимыми отклонениями. Пример диспетчерского графика показан на рисунке.
В процессе тренировки контролирующая программа следит за правильностью выполняемых действий и начисляет штрафные баллы за неправильные, а также за отклонения от графика. По окончании отпущенного времени тренировка автоматически заканчивается, как показано на рисунке, и тренажер в форме протоколов выдает результаты ее прохождения с выставлением автоматизированной оценки.
- Подготовка с инструктором.
Здесь предполагается наличие пульта инструктора, с помощью которого инструктор руководит тренировками, и компьютерного класса, объединенных в локальную сеть.
Пульт инструктора обладает возможностью подключения к любому из тренажеров, находящихся в сети. С его помощью инструктор устанавливает задания на тренировку (автоматизированные сценарии), в том числе и тренировки и по диспетчерскому графику, незаметно для оператора вносит возмущающие воздействия и, таким образом, создает аварийные и предаварийные ситуации. Кроме того, только с пульта инструктора возможно отключение подсказывающей информации любого из тренажеров (описания задания, инструкций по эксплуатации и т.д.) для самостоятельного выполнения сценариев и других тренировок.
При задании аварийных ситуаций, так называемых вводных (отключение ДВ, разрыв труб и т.д.), инструктор искусственно создает отклонение режима от нормального, причину которого тренируемый должен правильно определить и затем произвести необходимые операции по ее устранению. Таким образом, у оператора вырабатывается готовность к быстрому реагированию, принятию ответственных решений.
Контролирующая программа каждого тренажера отслеживает ошибки оператора в любом режиме тренировки и суммирует штрафные баллы по ней. Инструктор имеет возможность на любом этапе занятия с пульта инструктора открыть все протоколы и распечатать их, выдать свои рекомендации. Протоколы всей группы систематизируются инструктором в любом удобном порядке.
- Соревнования.
Еще один вариант использования тренажеров при подготовке оперативного персонала – это проведение соревнований в рамках одной электростанции, одного цеха и т.д.
Соревнования можно устроить одним из способов, описанных выше. Это может быть работа по диспетчерскому графику или прохождение автоматизированного сценария.
По наименьшему количеству набранных штрафных баллов каждым участником можно определить победителя.
Проведение соревнований на электростанции между работниками имеет очень большой плюс в плане закрепления и совершенствования профмастерства, так как проявляющийся дух соревновательности между работающими вместе на одном оборудовании людьми является дополнительным стимулом для самоподготовки и самосовершенствования.