Международная сертификация менеджмента качества ISO 9001

Международная Кафедра-сеть ЮНЕСКО/МЦОС «Техническое и профессиональное образование и подготовка кадров (TVET)

Международный Центр Обучающих Систем

Актуальность

 «Жизнеобеспечение человеческого сообщества в наше время в значительной степени зависит от поставок в места человеческого обитания топлива и электроэнергии. И если учесть факт взаимозависимости этих поставок, то массовые обесточения по своим последствиям могут быть приравнены к природным катаклизмам, угрожающим национальным экономикам и существованию миллионов людей» (Президент РФ Путин В.В.).

Ежегодно на ликвидацию последствий различного рода аварий и катастроф расходуется в нашей стране от 1,5 до 3% ВВП, а мировой ежегодный ущерб составляет около 150 млрд.долл. Доля техногенных катастроф в сумме чрезвычайных ситуаций в РФ уже превышает 70 %. Причем для предотвращения угроз аварий и катастроф необходимо рассматривать не только технологический и управленческий аспекты, но и человеческий фактор. Жизнь показывает, что большинство аварий происходит по вине человека.

Таким образом, фактор надежности электроэнергетики, то есть независимых субъектов рынка электроэнергии, приобретает приоритетное значение, особенно в современных российских условиях искусственного разделения на части единого технологического и единого временнoго процесса генерации, передачи и потребления электрической энергии.

Угрозы штатному функционированию энергообъекта, рассматриваемого как распределенная эргатическая система, могут исходить от следующих дестабилизирующих факторов.

Техногенных (искусственных) дестабилизирующих факторов, а именно: отказы арматуры, отказы механизмов, разрывы трубопроводов, резервуаров воды, мазута, газопроводов, взрывы или пожары на технологическом оборудовании и т. д., и т. п.

Природных (естественных) дестабилизирующих факторов, а именно:

  • изменения воздействий внешней среды (качества топлива; температуры: наружного воздуха, охлаждающей воды; качества исходной воды и т. п.);
  • природных катаклизмов (гололед, ураган, наводнение, пожар, землетрясение и т. п.).

Антропогенных дестабилизирующих факторов (т. н. человеческий фактор), а именно:

  • непрофессиональных действий специалистов по проектированию, изготовлению, монтажу, обслуживанию и ремонту технологического оборудования, АСУТП, тренажерных систем;
  • террористических дестабилизирующих факторов.

Профессиональная подготовка персонала объектов электроэнергетики приобретает приоритетное значение в связи с критической ситуацией, складывающейся в настоящее время в Единой энергетической системе России, по обеспечению надежности ее функционирования, вызванной дефицитом энергетических мощностей, износом основных фондов, а также искусственным разделением на части одновременно происходящих технологических процессов генерации, передачи и потребления электроэнергии и тепла, то есть появлением новых, независимых субъектов рынка тепловой и электрической энергии. Указанные факторы повышают вероятность возникновения технологических нарушений и аварийных ситуаций и значительно увеличивают влияние человеческого фактора на общую надежность энергосистемы.

По данным Ростехнадзора причины аварий на опасных производственных объектах (процент от общего числа аварий) следующие:

— несовершенство технологий — 13%;

— низкий уровень знаний — 11%;

— умышленное отключение защиты — 2%;

— нарушение производственной дисциплины — 15%;

— неэффективность производственного контроля — 13%;

— неправильная организация работ — 13%;

— нарушение технологий — 17%;

— неудовлетворительное состояние оборудования, зданий, сооружений — 16%.

Таким образом, аварийность на опасных производственных объектах (в том числе на электростанциях и сетевых предприятиях) в более чем 70% случаев определяется так называемым «человеческим фактором».

Сегодня «человеческий фактор» в человеко-машинных системах является одной из самых главных, основополагающих проблем нового века, решению которой посвящены многочисленные разработки, направленные на качественное улучшение пропорций во взаимодействии «человек-машина» в сторону человека, путем его специальной подготовки (тренажа).

Это означает, прежде всего, поддержание у человека при всех условиях производственной деятельности высокой готовности к действию. Степень готовности к действию – важнейший показатель надежности человека как звена системы управления, так как она определяет эффективность и своевременность управления процессом в штатных ситуациях.

Вместе с тем, наиболее сложной и ответственной функцией деятельности человека является управление оборудованием в случае резких изменений режимов, приводящих к аварийному состоянию. В этом случае человек-оператор должен принимать ответственные решения, как правило, в условиях неполной информированности, неопределенности и дефицита времени.

Анализ инцидентов с ошибками персонала показывает, что наибольшее количество ошибочных действий совершается во время аварийных ситуаций, при пусках, остановах, при производстве плановых переключений и других воздействий на органы управления оборудованием. Частота ошибочных действий персонала зависит от его обученности навыкам управления оборудованием и готовности к парированию аварийных ситуаций. Если навыкам проведения типовых и штатных переключений, с известными ограничениями, можно обучиться на реальном работающем оборудовании, то навыкам ликвидации нештатных и аварийных ситуаций невозможно обучиться без применения современных тренажеров, разработанных на базе информационных технологий.

Таким образом, развитие и закрепление способностей человека-оператора работать с высокой степенью готовности достигается целенаправленным обучением на тренажерах в штатных режимах, а также в условиях предаварийных и аварийных ситуаций, максимально приближенных к реальным.

Анализ зависимости количества технологических нарушений по вине персонала электроэнергетики от численности неподготовленного персонала по округам РФ позволяет сделать очевидный, но, тем не менее, необходимый вывод: чем больше персонала не охвачено обучением, тем больше аварийность по вине персонала. Зависимость однозначно коррелирует аварийность по всем округам РФ, отсюда очевидно следует, что аварии допускает именно необученный персонал электрических станций и сетей.

Зависимость технологических нарушений по вине персонала от численности неподготовленного персонала

Современное эффективное управление развитием человеческого потенциала с целью увеличения безопасности производства работ в промышленности, в том числе и в электроэнергетике невозможно без широкомасштабного применения информационных технологий (IT-технологий).

По данным Минтруда, в России только 5% работников обладает высоким уровнем квалификации, тогда как в США — 43%, а в Германии — 56% [3].

Одной из главных причин отставания современной системы поддержания и развития человеческого потенциала российской электроэнергетики от мирового уровня является тот факт, что состояние и возможности этой системы в начале XXI века уже не соответствует реалиям и тенденциям формирования системы развития человеческого потенциала в мировой электроэнергетике, ориентированной на все более широкое использование наукоемких технологий, информационных ресурсов общества, последних достижений в области информатики и электроники, а также компьютерных технологий информационно телекоммуникационных систем.

И если считать, как и выше, указанные причины «внешними», то к «внутренним» — организационным причинам, по нашему мнению, следует отнести то, что:

  • электрические станции и сети слабо оснащены современными техническими средствами обучения и тренажа персонала;
  • нет утвержденных обязательных норм оснащения предприятий энергетики тренажерами и компьютерными средствами обучения и, как следствие, финансирование на эти цели выделяется по остаточному принципу;
  • отсутствует научно обоснованная методика экономической оценки эффективности обучения оперативного персонала;
  • не установлен контроль за техническими и программными средствами обучения и тренажа персонала на соответствие регламентам и стандартам РФ.
  • отсутствует отраслевая система сертификации технических средств обучения персонала, соответствующая современному законодательству.

Научно-технические методы, ориентированные на снижение аварийности по вине оперативного персонала, развиваются в на­стоящее время в двух основных направлениях:

  • исследование процессов взаимодействия человека-оператора с тех­ническими средствами в АСУТП энергетики и разработка на основе по­лученных результатов более совершенных и надежных систем контроля и управления;
  • разработка новых комплексных методов отбора и подготовки персо­нала, базирующихся на широком применении средств вычислительной техники, то есть тренажеров.

Следует подчеркнуть особую важность второго направления в связи с тем, что, по выражению академика Крылова: «Какими бы совершенными не были АСУ, чело­век-оператор, в конечном итоге, всегда остается наиболее уни­версальным, наиболее пластичным и наиболее ответственным звеном любой системы управления».

При отказе системы управления человек-оператор принимает управление системой на себя. В этом случае, он может рассматри­ваться как последовательно включенное звено в человеко-машин­ной системе. Такая ситуация наиболее сложная для управления, так как оно происходит в условиях дефицита времени, высокой психической напряженности и большой ответственности за при­нимаемые решения.

Надежность человеко-машинной системы для случая последо­вательного соединения звеньев может быть выражена следую­щим образом:

Рс = Рм Рч ,

где Рс, Рм, Рч — вероятность безотказной работы, соответствен­но, системы, машины, человека.

Таким образом, от надежности работы человека, его опыта и технической подготовки зависит надежность и безотказность сис­темы в целом.

Анализ аварий по вине оперативного персонала позволяет на­звать основные причины аварийности:

  • отсутствие проверки профпригодности с учетом психофизиологиче­ских особенностей человека при отборе кандидатов в операторы;
  • недостаточная теоретическая подготовка, вызванная разобщенно­стью изучаемых будущим оператором материалов;
  • отсутствие систематизированных знаний о режимах работы обору­дования и методах управления ими;
  • недостаточный опыт управления как отдельными процессами, так и объектом в целом (оператор в период обучения не получает комплекса знаний, необходимых для успешного выполнения своих обязанностей);
  • отсутствие навыков оперативного мышления, т.е. навыков построе­ния причинно-следственных связей между показаниями приборов, а так­же информацией, отраженной на интерфейсе АСУТП и ходом технологических процессов;
  • отсутствие навыков предсказания аварийных ситуаций;
  • повышенная утомляемость, вызываемая нерациональным построе­нием интерфейса АСУТП, недостаточной связью с обходчиками, излишней напряженностью, связанной с неумением оператора анализировать и прогнозировать ситуации.

Современные энергообъекты представляют   собой   сложнейшие   динамические   системы,   оснащенные автоматизированными системами управления. Послед­ние включают большое количество датчиков, при­боров и релейных устройств, регуляторов, систем отображения информации и, как неотъем­лемую часть АСУ, человека-оператора.

О сложности задач управления, стоящих перед оператором го­ворит тот факт, что, например оператор мощной теплофикацион­ной энергоустановки контролирует 826 точек измерения по 254 приборам и управляет 434 объектами, выполняя свыше 100 зая­вок контроля и управления в час. Нередко возникают особо сложные нештатные ситуации, причем в настоящее время их чис­ло по вине персонала достигает 70 %. В то же время при об­служивании оборудования хорошо обученными операторами эти цифры могут быть снижены до 4—6 %.

Поделиться: